В дни 650-летнего юбилея Кирова депутаты городской Думы обсуждали источники проблем сферы общественного пассажирского транспорта. Юбилейные дни с вложенными на благоустройство и праздничные мероприятия миллиардами бюджетных рублей не решили вопросов срыва графиков передвижения и толчеи забитых юбилярами маршруток и троллейбусов. Но указали на бессилие местных властей корректно и динамично решить перезрелую проблему.
Свой 650-летний юбилей Киров отмечает приглаженным, подчищенным, подстроенным, с новенькими брендированными дорожными люками ТЭЦ, планируемой выделенкой для общественного транспорта, при этом переполненного и выбивающегося из графика движения. В информационном пространстве Кировской области практически еженедельно появляется тема организации работы столичных автобусов и троллейбусов. При этом раз за разом чиновниками разных уровней - сверху донизу - повторяются одни и те же причины общественно-транспортных проблем: несоблюдение графиков движения, вызванное нехваткой кадров. И даже решение давно обозначено - повышать тарифы, которые дадут перевозчикам деньги, на которые будут наняты водители в необходимом количестве. Наверное, поэтому естественной общественной реакцией на не меняющуюся обстановку становится желание зевнуть и сменить тему.
Всего неделю назад на правительственном совещании у губернатора Александра Соколова обсуждали главные болевые точки сферы общественного транспорта, обозначенные в информации Центра управления регионом, который, видимо, суммирует и анализирует обращения сограждан с жалобами, претензиями и предложениями по отраслям экономики и социальной жизни. В частности, ЦУР предоставил информацию, согласно которой условия передвижения в общественном транспорте у кировчан не меняются вне зависимости от социального уровня людей, обсуждающих их нУжды и частоты этих обсуждений. Все то же несоблюдение графика и связанная с этим периодическая переполненность транспорта. Как выразился сам Соколов в оценке увиденного им на видео из соцсетей: «Как сельди в бочке». И глава кировской городской администрации Вячеслав Симаков, как уже отмечала «Наша версия в Кировской области», как-то раз, сидя за рулем комфортного авто, отчитывался в своем телеграм-канале о проведенной проверке пассажирских жалоб на перевозчиков в губернаторской трактовке. Что же, не только звезды не ездят в метро. И кировские чиновники стараются общественным транспортом не пользоваться, поэтому такое кино, которое увидел Соколов, снятое в переполненном общественном транспорте, - это же некий экшн, экстрим. Он, в некотором смысле, завораживает.
Но жизнь - не кино. И проблему надо решать, пока она не вышла из-под контроля и на нее не обратили внимание те, кто может довольно быстро все решать. И вот, пожалуйста, не прошло и недели, как новое событие в той же сфере - на комиссии по транспорту, жилищно-коммунальному комплексу, экологии и безопасности жизнедеятельности Гордумы Кирова тоже пообсуждали вопросы транспортного обслуживания кировчан. Чиновники городской администрации наполнили депутатскую аудиторию цифрами и фактами, которые, конечно, не стали чем-то новым для большинства из городских парламентариев, но, по крайней мере, более четко обозначили суть застарелой и не решаемой годами проблемы - кировские перевозчики. Они ее суть. И именно на них указывал в докладе замначальника департамента городского хозяйства Николай Гнездов, поясняя, что на сегодня в Кирове выходит на маршруты порядка 395 единиц общественного транспорта, из них 66 троллейбусов. И что транспортный парк понемногу обновляется - закупаются автобусы и троллейбусы. Например, «АТП» закупило 15 автобусов, а 5 - компания «Камел-Авто». Однако, рассуждения об обновлении подвижного состава кировских перевозчиков - «АТП», «КПАТ», «Азимут», «Трансавто», ТЭП «Трансавто К», Автобус 43», «Союз-Авто» и «Камел-Авто» - и методы, с помощью которых это обновление может продолжиться, так же свелись к источнику проблем - нехватке средств. Нехватке кадров, которым пока что нечем платить. На заседании, конечно, прозвучало, что заработки водителям всевозможными способами стараются поднимать. Местное издание «Newsler.ru» указывает, что в том же «АТП» водители сегодня получают 65-70 тыс. рублей в месяц, и им обещают поднять заработок до 80-85. Впрочем, даже это повышение, видимо, не слишком высокий стимул для корректной работы сферы пассажирских перевозок. Депутаты напомнили чиновникам на жалобы на несоблюдение перевозчиками графиков. В частности, в Нововятске и Радужном. Но при этом, нехватка кадров - лишь внешняя, публичная часть вопроса. Оказывается, есть и скрытая и оттого наиболее объясняющая суть сторона проблемы: цель любого коммерсанта, как правило, заключается в несложном механизме - при наименьших затратах извлечь наибольшую прибыль. И, как предполагают депутаты Горсовета, частенько перевозчики практически преднамеренно наиболее плотно набивают свой транспорт пассажирами, чтобы не платить за лишний, хоть для сограждан и более комфортный рейс. Отсюда и несоблюдение графика. Зачем он, если вместо двух рейсов «по правилам» можно, в общем-то, безпоследственно послать лишь один. Как отмечает издание, мэрия с этим ничегошеньки поделать не может - руки коротки, поскольку штрафы для нарушителей предусмотрены копеечные, а конкуренции в области пассажирских перевозок - ноль, да и собственные возможности замещения у горадминистрации отсутствуют.
Администрация Кирова объявила конкурс на содержание общественных модульных туалетов. Два контракта на 2, 6 млн рублей рассчитаны мэрией до 20 декабря 2024 года.
Что городским, да и областным властям делать в такой ситуации? Собираться еженедельно, чтобы обсуждать очередной пинок из ЦУР? Занятный диалог (во много показательный) главы Кирова Елены Ковалевой с гендиректором «АТП» Дмитрием Катыновым с этого заседанса опубликовало издание «Источник.Онлайн»: «Елена Васильевна, что-что, а «восьмёрку» мы держим не ниже 90 процентов по выходу», – прокомментировал гендиректор АТП Дмитрий Катынов. «Я не сказала, что они не приходят по графику. Я сказала, что они идут переполненные в часы пик, поэтому требуется управленческое решение, – сказала Ковалева. – Люди порой не могут сесть в восьмой троллейбус. Нужно что-то делать!». «Хорошо, совместно с ЦДС мы посмотрим на эту проблему, что можно сделать», - ответил Катынов.
Кто-то что-то понял в плане перспективы? «Посмотрим на эту проблему» - это и впечатляет и настораживает. Не насмотрелись, что ли, раньше? Впрочем, именно к управленческим решениям депутаты с чиновниками и подошли, поскольку никакого иного воздействия на проблему пассажирских перевозок ни у городских, ни у областных властей, по-видимому, нет. Как указала Ковалева, городу нужна своя транспортная программа. «Общественный транспорт – это социально ответственный бизнес, который никогда не будет приносить предпринимателям супердоходы! У нас должна быть стратегия по развитию общественного транспорта... В моем понимании, эта сфера деятельности должна быть занята муниципальной компанией, которая будет за нее ответственна», – цитирует «Источник.Онлайн» Ковалеву. Неожиданное заявление. Сначала так, потом - этак... Наплодить частников, потом с ними конкурировать за бюджетный счет: задумаешься...
Кстати, любопытный нюанс прошедшего заседания, который, вроде бы, не имеет отношения обсуждаемому вопросу, но сам собой заставляет пофантазировать над «подводными течениями» в кировской администрации и уровне тамошней ответственности. По сообщению издания «Свойкировский», как раз накануне этого депутатского заседания уволился начальник транспортного одела мэрии Никита Рякин, который проработал в этой должности всего 4 месяца. Он, кстати, и должен был делать на заседании доклад. Но ретировался. Совпадение, конечно. Зато прекрасный повод для инсинуаций.