// // Нижегородские вузы готовы к переходу на новый уровень развития

Нижегородские вузы готовы к переходу на новый уровень развития

1009

Опорные вузы – это кооперация и обогащение

2
В разделе

Тема создания опорных вузов, путем слияния нескольких из них в один, уже не первый год будоражит научную общественность. О всех плюсах и минусах таких проектов рассказал журналистам ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (Мининский университет) Александр Федоров.

Реформы в системе высшего образования, проводимые в нашей стране, вызывают неоднозначную реакцию ВУЗовского сообщества. Вопросы, связанные с созданием опорных региональных ВУЗов актуальны и для Нижнего Новгорода. По мнению Александра Федорова, проблема с новым федеральным проектом создания сети опорных региональных вузов совсем не такая безнадежная, как о ней отзываются противники программы.

В начале года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил: «Когда есть два-три слабых вуза в регионе, которые для абитуриентов местных неинтересны и непривлекательны, то лучше объединиться и создать сильный вуз. Опорные вузы мы поэтому и создаем». Такая формулировка проблемы не совсем корректная, считает ректор. Она обосновывает решение лишь малой проблемы в депрессивных регионах. «Главная суть такого проекта – это кооперация и обогащение, считает ректор Мининского университета».

«Нижегородская область – один из сильнейших субъектов федерации, а в сильном регионе слабых вузов быть не может. У нас есть вузы, которые переросли свои основные профили и создали основу для перехода на следующий уровень, который требует значительных ресурсов. Поэтому, для эффективности перспективы развития ВУЗов требуется кооперация ради взаимообогащения», - заявил Александр Федоров.

Начало созданию проектов по формированию опорных вузов было положено Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В указанной программе впервые был сформулирован термин «опорные вузы региональных экономических систем». В 2015 г. был запущен первый конкурс среди ВУЗов и отобрано 11 победителей. Сейчас эти вузы занимаются созданием программ стратегического развития в рамках выделенной на три года субсидии.

По сути, выделенные субсидии составляли немалую сумму - 450 млн. рублей на каждого участника.

Учитывая перспективность проекта и финансовую поддержку ее реализации со стороны государства, Александр Федоров не исключил возможности объединения Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина и Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Для этого он готов просить руководство Нижегородской области создать площадку для открытого обсуждения этого проекта. К обсуждению он также хотел бы пригласить и представителей лингвистического университета. Совместные действия равных партнеров по созданию нового качества научно-образовательного результата дадут большую эффективность обеим вузам.

Сейчас Мининский университет Нижнего Новгорода является одним из лидеров федеральной программы модернизации высшего педагогического образования. Он реализует программу стратегического развития на 2013 – 2023 гг. Программа уже дала внятные научные и образовательные результаты. На ее основе ВУЗ разработал проект создания опорного регионального вуза социально-гуманитарной направленности.

Культурно-гуманитарная и социально-педагогическая сферы в настоящее время менее востребованные направления в России. Но, тем не менее, предлагаемый проект реализации позволит поднять гуманитарную сферу на новый, более продвинутый уровень.

По теме

Новый опорный вуз сможет обеспечить кадрами потребности не только Нижегородской области, но и других регионов.

Александр Федоров предлагает сделать новый вуз, ориентированный на создание такого кадрового потенциала, который в следующем десятилетии обеспечит превосходство Нижегородского региона над другими. Планируется, что в ВУЗе будет реализована система трехуровневых проектных и научно-образовательных практик. Во-первых, сохранится и традиционная схема - преподаватель-лектор. Те преподаватели, у которых получается качественно вести лекций, они станут своего рода «навигаторами» для студентов в своей дисциплине. Но, согласно проекта, будет введена и другая категория преподавателей - преподаватель-тьютор. Задача преподавателя-тьютера будет заключаться в индивидуализации образовательного процесса. Он будет заниматься формированием индивидуальных образовательных траекторий и их сопровождения. Третья категория – это преподаватель-исследователь. Его работа будет ориентирована на исследовательской деятельности. Четвертая категория - преподаватель-проектировщик. Он будет инициировать и реализовывать новые проекты и изменения, сообщает «Деловой квартал».

Александр Федоров считает, что реализация таких перспективных проектов позволит в ближайшем десятилетии поднять уровень российского образования и науки на более высокий уровень.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.05.2016 21:06
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх