В Кировской области обсуждение формирования Кировской агломерации в основном сводится к обсуждению трех «больных» для области тем - строительству связующих транспортных направлений (дорог), жилищной и общественной застройки и миграции населения в более благополучные регионы.
Очередное обсуждение вопросов формирования Кировской агломерации. прошедшего рамках регионального фестиваля «Зодчество. Вятка архитектурная», свелось не столько к обсуждению архитектурных образов будущего слияния Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, а также Кирово-Чепецкого и Слободского районов, сколько к фантазиям о строительном освоении свободных территорий, реновации уже существующей жилой застройки и транспортной сетки. Эти три приоритета обсуждаются уже долгое время и никакого общественного противодействия не находят. При этом, именно они в формировании Кировской агломерации являются наиболее затратными.
Понятно, что без существенного участия федерального бюджета в создании единого пространства и включении его в Стратегию социально-экономического развития Кировской области до 2036 года не обойтись. Практически об этом говорилось в конце сентября на пленарном заседании Законодательного собрания КО, на котором был принят закон «О создании и развитии агломерации в Кировской области». «Сейчас, чтобы регион получил окно возможностей и мог привлечь федеральную поддержку, он должен иметь законодательную базу», - цитировал правительственный интернет-портал губернатора Александра Соколова, представившего Заксобранию КО законопроект. И заместитель председателя правительства Кировской области Алексей Жердев тогда комментировал документ в тем же ключе, поясняя, что на реализацию мастер-плана Кировской городской агломерации нужны деньги и этот закон даст возможность получить необходимое федеральное финансирование.
При этом, утверждается, что, не смотря на моноцентричность планируемой агломерации (центром агломерации останется Киров), города-спутники могут стать некими точками роста, развитие которых определит будущее всей области. Однако, в комментарии, приведенном местным изданием bnkirov.ru, заявившем об эксклюзивности тематики, в частности, что мастер-план остановит миграцию, так и остались не известными конкретные инструменты, с помощью которых кировские власти намереваются остановить население, уезжающее за «лучшей жизнью» в другие регионы страны. За исключением, разумеется, инфраструктуры и жилья (предметно его доступность, по-видимому, пока не обсуждают). Комментарии и.о. замглавы администрации Кирова, главного архитектора Ирины Прозоровой, в основном, касаются ее профессии: система общественных пространств, речной фасад, так называемые опорные пункты, и, конечно, транспортная сеть - каркас агломерации, куда входят не только транспортные развязки и разгрузка центральных улиц, но и парковки. Впрочем, главный архитектор института генплана Москвы Григорий Мустафин считает, что определить инструменты, с помощью которых можно было бы остановить миграцию населения, может мастер-план - основной документ планирования агломерации. Кстати, его кировские власти намерены утвердить уже в 2025 году. При этом, ТГ-канал Минстроя Кировской области привел цитату Жердева, согласно которой, подготовленная Стратегия развития дает преимущества при федеральном отборе регионов для реализации пилотных проектов, в том числе по разработке мастер-плана.
В Кировской области до конца августа 2024 года продлили сроки строительства дома для переселения жителей аварийного фонда в Кирово-Чепецке. По первоначальным планам объект должны были сдать в декабре 2023 года.
Технические, научные, общественные и прочие формы обсуждения Кировской агломерации начались не вчера и не завтра закончатся. Это долгий многосторонний процесс. «Если кратко, агломерация — это урбанизированная территория с общим рынком труда, товаров, услуг и недвижимости», - процитировал гендиректора ОАО «ГИПРОГОР» Елену Чугуевскую bnkirov.ru. Простыми словами, можно предположить, что крупные города будут еще более уплотнятся, а сельские территории пустеть. При этом, хорошо бы, что б такие города, как Киров не попали в число тех НП, которые в целом по стране будут исполнять роль пустеющих малых городов, своим населением «уплотняя» федеральные столицы. Создание городских агломераций - федеральный тренд и часть Стратегии пространственного развития России. Следуя общему плану многого можно добиться, но только если, манипулируя большими цифрами статистики, не забывать о конкретных людях, которые уже сегодня складывают чемоданы отправляясь за «лучшей долей», не дождавшись ни удобных дорог, ни дешевых ипотек, ни подходящих вакансий, ни достойного дохода. Кроме того, как известно, частенько качество исполнения может напрочь изменить задумку и хорошо бы, чтобы те, кто сегодня в Кирове обсуждает глобальные вопросы урбанизации, не забыли и о социальной направленности проекта, точно выверяя планы с качеством реализации.