Прокуратура Кировской области подсчитала, что власти региона предусматривают на сохранение объектов ОКН значительно меньшие суммы, чем необходимо. Текущий объем финансирования явно не соответствует складывающейся ситуации. Цена вопроса - сотни млн рублей, которых у местных властей для этого, по видимому, нет.
В Кировской области прокуратура озаботилась возможностями, предоставленными местными властями сфере сохранения объектов культурного наследия. Хотя, на территории области числится более 900 памятников истории и культуры как федерального и регионального, так и местного значения и ответственность за их сохранение определена, прокурорский надзор фиксирует явную недостаточность предпринимаемых кировским правительством мер. Не смотря на, казалось бы, увеличение средств, выделяемых ежегодно на сохранение объектов ОКН регионального значения и находящихся в прямой ответственности кировских властей, этих денег явно недостаточно для качественного исполнения Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».
Так, надзорное ведомство констатирует цифры роста выделяемых областным бюджетом средств по региональной программе «Развитие культуры», которые из года в год, казалось бы, увеличиваются - в 2024 году выделено вдвое больше, чем в 2022 году (6,963 млн), а в 2021 году на эти цели было потрачено 4,956 млн рублей. Однако, эти суммы - мелочь в сравнении с объемами средств, необходимыми для исполнения оговоренных законами мер. В частности, прокурорскими проверками выявлены серьезные несоответствия. «...границы территорий утверждены лишь в отношении 270 объектов культурного наследия, предметы охраны – в отношении 110 объектов, зоны охраны – в отношении 44 объектов», - сообщает пресс-служба прокуратуры Кировской области. Тех денег, что выделяют депутаты Госсовета КО с подачи кировских правительственных чиновников и распределяемых Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Кировской области, ответственным за сохранение и охрану ОКН, хватает лишь на разработку границ территорий не более 30 объектов. Думается, профильным сотрудникам правительства Кировской области известно, что только на установление зон охраны, границ территорий и самих объектов культурного наследия, а так же проведения различных государственных историко-культурных экспертиз и прочих действий, связанных со сферой ОКН, требуется не менее 850 млн рублей. В сравнении с выделяемыми суммами - значения запредельные.
Впрочем, вполне можно допустить, что у местного правительства не только руки не доходят до исполнения соответствующих законов (хотя, это очень странно), но и попросту нет свободных денег на работу по сохранению ОКН. Или, может, оно не умеет их распределять, исходя из социально-экономической приоритетности, а сиюминутные затраты застилают перспективу? А, возможно, среди прочего, не хватает юридических и экономических инструментов? Однако, ведь уже прорабатывается вопрос отнесения объектов культурного наследия к объектам концессионных соглашений и государственно-частного, муниципально-частного партнерства. В конечном итоге эти узаконенные методы позволят привлекать инвесторов в сферу сохранения и восстановления памятников истории и культуры. Использовать их и в своих, и в общественных интересах. Хотя, ограничения, связанные с сохранением объектов КН, безусловно, останутся, что неким образом будет по-прежнему сокращать возможности пользования как этими объектами, так и их территориями. Но это все в перспективе, а в условиях современной Кировской области в определенной степени метафизика. А на деле, например, пресловутые капремонты Александровских ротонд, качество которых бесит местных историков и наиболее активных горожан и не особо затрагивает, по всей видимости, городских и областных чиновников. Или продолжающиеся обсуждения будущего для «Дома Чарушина», которые не приводят ни к каким конкретным действиям, незавидная судьба «Дома Егора Мышкина» - «Китайского домика» и т.д. Из тех более 900 объектов, признанных ОКН, 563 памятника имеют статус объектов федерального значения, 342 – регионального, а 2 – местного (муниципального) значения. Что их ждет в конечном итоге пока совершенно непонятно. Конечно, областная прокуратура проинформировала правительство Кировской области о необходимости «финансирования мероприятий по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия, проектов предметов и зон охраны объектов культурного наследия, а также по проведению государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия» и внесла представления начальнику Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кировской области. Но что будет дальше? Тут же внесут корректировки в бюджет на следующий год, предусматривающие изменение финансирования в предложенную сферу в десятки, сотни раз? Это вряд ли... Тогда что?