По информации из соцсетей прокуратура Кировской области начала проверку «о нарушениях прав и интересов несовершеннолетних детей в Кирове». СМИ сообщают об отстранении учителя СОШ №53, позволившего себе рукоприкладство, и о заявлении родителя пострадавшего ученика в полицию. Данные в медиа-пространстве разнятся, однако в целом общественное мнение, кажется, не на стороне обвинения. Придется ли прокуратуре с этим считаться?
В Кирове информационное пространство снова наполнилось скандальными публикациями. На этот раз источником «жареного» стала СОШ №53, из стен которой в соцсети «улетела» видеозапись, согласно которой учитель выпроваживает ученика-подростка (ростом, кажется, выше учителя) за ухо и грубо выходит из класса будто бы пинками расчищая себе дорогу. Кажется, одним из первых изданий, обнаружившее в сети видеоролик и которое выложило его у себя на сайте, стало издание «Подъем». При этом, авторы сообщили, что учителя будто бы отстранили от работы. Из информации иных изданий, наполнивших этой «школьной темой» кировский новостной топ, стало понятно, что точных данных нет ни у кого. Кто-то пишет, что этот преподаватель ОБЖ систематически таскает за уши учеников и что некие родители (во множественном числе) уже написали заявление на учителя в полицию и добились его отстранения от работы. При этом, директор школы Марина Грехнева в комментарии, опубликованном на сайте «Фишки.нет», уточнила, что жаловался только один родитель, а учитель получил дисциплинарное взыскание (выговор, надо полагать) и отстранен от работы только и именно в этом классе, и что все они извинились перед родителями пострадавшего от педагогики ученика. При этом, оба издания отмечают, что большинство родителей в комментариях выступили на стороне педагога. Однако, родитель зафиксированного на фото ученика не только попросил полицию разобраться с фактом насилия над своим чадом, но и потребовал удалить учителя из системы образования.
Трудно сейчас сказать, насколько широко разошлись бы информационные круги, если бы не вмешалась прокуратура Кировской области. Ее сотрудники, обнаружив в сети неоднозначный, с нашей точки зрения, ролик, заявили о проверке данных о возможном нарушении «прав и интересов несовершеннолетних детей в Кирове», обозначив действия учителя как применившего непедагогические методы воспитания. Разумеется, сандальный ролик стал поводом прокурору области Андрею Обороку распорядиться проверить информацию и в случае, если основания будут обнаружены, принять меры прокурорского реагирования. При этом, пресс-служба надзорного ведомства отметила, что именно эта школа уже привлекала внимание прокуратуры Октябрьского района Кирова тем, что в ее стенах нарушаются права детей, и даже вносила соответствующее представление руководству образовательного учреждения. Подробности не приведены.
Даже если просто вскользь посмотреть на происходящее, то заметны не только неочевидность самого факта применения насилия учителем по отношению к учащимся, но и разделение общественного мнения в оценке ситуации и, кажется, в целом картины взаимоотношений «отцов и детей». Во лишь некоторые не избранные по признаку за-против комментарии, опубликованные «Фишкой.нет»:
«Стоит розги разрешить, сразу успеваемость повысится».
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил доложить ему о результатах проведенной проверки опубликованных в СМИ и соцсетях Кировской области данных о возможном нарушении прав детей-сирот в областном центре. Глава следкома заинтересовался информацией о двухэтажке в Нововятском районе Кирова, стоящей на фекальном «озере».
«Верните годовую оценку по поведению и отчисление из школы за отрицательную оценку в конце года».
«А как малолоетних дебилов в чувсто привести ? Если родители не воспитали так хоть ОБЖшник их научит себя прилично вести».
«Срочно необходимы законы, позволяющие принуждать учеников выполнять законные требования учителя!».
«Сколько можно хороших учителей третировать? Кто учить будет? Что плохого сделал учитель? Пожалел и не вышвырнул в окно что следовало бы сделать? Ну и беспредел».
«Воспитательный момент-значит было за что. И ,кстати, это отцу должно быть стыдно за свое чадо, которое он плохо воспитывает».
Нет смысла приводить остальные - они в том же ключе. Возможно, конечно, что и с противоположной стороны есть некое мнение, осуждающее поведение учителя. Возможно, аргументация подкрепляется какими-то трудами и наставлениями, согласно которым педагог обязан применять именно педагогические инструменты для «приведения в чувство» тех или иных учеников, не испытывающих ученического трепета перед учителем. Однако, не слишком роясь в топах, можно легко обнаружить такие, например, публикации: «В Кирове школьник во время урока ударил учителя физкультуры», «В Кирове родители избили учительницу и ее адвоката прямо в школе», «Директора школы №47 в Кирове и еще несколько педагогов привлекли к дисциплинарной ответственности после того, как девочка-подросток избила шестиклассницу», «Сбегает с уроков, оскорбляет учителей и избивает одноклассников: в школе № 24 Кирова учится неспокойный ребенок»... И это только заголовки, выбранные навскидку. Нет смысла, подменяя прокуратуру, вести расследование о правоте учителей, которых вынуждают физически реагировать на детские выходки и осуждаемых за это или о реакции родителей, детей которых учитель треснул указкой, обозвал как-то или психотравмах учеников, не получивших ожидаемого педагогического воздействия. Все это, думается, некое публицистическое наполнение обычного, рабочего процесса школьного обучения. Ведь, школа - всего лишь срез общественного состояния на момент наблюдения. Каково состояние общества, его устремлений под воздействием пропаганды и бюрократических опытов, такова и его реакция. Чуть ли не 30 (и даже больше) лет продвижения той или иной формы либерального воспитания - ребенок-друг, ребенок-право, ребенок-судья - явно не прошли даром и - оглянитесь! - учителя и сейчас не знают можно ли им приказывать ученикам заниматься, слушать, отвечать без оглядки на последствия такого принуждения или так и оставаться под дамокловым мечом безразмерной любви родителей к своим чадам, не считающейся с практической необходимостью применения классических методов воспитания и обучения.
Вот и сейчас, разбирая очередной скандал в кировской школе, вряд ли найдутся однозначные ответы на вечные вопросы: можно ли преподавать без морального и физического насилия и каким образом получать знания без него?